Экзистенциализм о страхе

Одним из первых мыслителей, который начал разработку темы экзистенциальной коммуникации, был немецкий философ Карл Ясперс Хотя обычно философы-экзистенциалисты тяготели к более свободному изложению своих мыслей, Ясперс не совсем вписывается в общую картину. Оно противится всякой абсолютизации, избегает формул и определений, является не утверждением чего-либо, а призывом к тому, чтобы осознанно быть собой. Тем не менее, несмотря на попытки избежать влияния объективизма, Ясперс всё же испытывает влияние немецкой классической традиции с её тенденцией к систематизации. Стремление ясно выражать иррациональное весьма характерно для него. Довольно запутанная ситуация складывается также и при попытке Ясперса прояснить отношения философии и религии. Большинство экзистенциальных философов, размышлявших о возможности диалога и коммуникации между людьми, принадлежало к религиозному направлению Бубер, Марсель, Бердяев. Каждый из них принадлежал к определенной религиозной традиции, пусть их философствование всегда и выводило их за пределы ортодоксальности. Но в случае с Ясперсом ситуация гораздо сложнее. Его размышления не проистекают из религиозного мировоззрения.

Будущее мировой истории по мнению К. Ясперса

Споры вокруг этого вопроса столь же стары, сколь и сама философия. Попытка навязать корпорации изменение этих самоочевидностей извне силой вызывает глухое сопротивление, выражающееся в четком разделении знания экзотерического и эзотерического. Публично признается то, чего требует признать превосходящая сила, открыто противостоять которой нет возможности. Во времена, когда философия диалектического и исторического материализма была официальной и единственно допустимой государственной философией, историк философии вынужден был декларировать, что он признает влияние общественного бытия на общественное сознание и, в частности, влияние социального бытия философа на содержание его учения.

Но после этого вынужденного признания учения мыслителей прошлого и настоящего исследовались так, будто никакого внешнего влияния на них просто не было.

Карл Теодор Ясперс родился 23 февраля года в Ольденбурге . желание действия, стремление к самоутверждению, мужество, страх и др.;.

Таким образом, модификация психоаналитического учения Фрейда позволила углубить представление о человеке, внести личностно-психологический ориентир в теорию культурного и социального процесса. Человек - архетипическое существо. Выработка социального характера 5. Проблема гармонии личности и мира. Философия экзистенциализма Среди современных западноевропейских концепций человека видное место принадлежит философии экзистенциализма.

Подробнее о философии экзистенциализма см. Ясперс - - немецкий философ и психолог, один из основателей экзистенциализма. Побудительные первоистоки всякого философствования, по мнению Ясперса, находятся в самом человеке. Удивление рождает вопрос о познании. Одно дело, когда сомнение используется для уверенного ориентирования в мире вещей, другое - когда оно становится средством осознания им своей самости. Именно такой критический анализ жизненной ситуации осуществляет Ясперс, вводя человека в состояние потрясенности и потерянности, в котором только и возможно осознание им своей сущности.

Независимо от того, какими средствами достигается это понимание, в любом случае оно обнаруживает всю трагичность человеческого бытия.

Кьеркегор различал два вида страха: и страх боязнь дат. , который вызывается конкретным предметом. Человек конечен и знает об этом, поэтому в отличие от животного испытывает страх перед Ничто.

Показана значимость исторической ситуации для философии Ясперса, видно, что его не покидает ощущение страха и беспокойства за будущее.

Баринов - Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии Добавил а Социология Д. Анализ эволюции представлений о страхе и тревоге в истории философии показывает, что в работах многих философов предприняты попытки изучить природу страха и тревоги, дать им антропологическое и онтологическое обоснование, классифицировать формы и виды страха, продемонстрировать его связь с другими состояниями психики.

Важной составляющей философских теорий является анализ социальных аспектов страха и тревоги как элементов социального поведения и управления. ХХ век в истории человечества был эпохой невиданных потрясений, поставивших под сомнение ключевые ценности человеческой культуры и бытие самого человека. Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации.

Пугающие перспективы развития мировой цивилизации, глобальные проблемы, природные катаклизмы, неизвестные ранее и неожиданно возникающие вирусы — все это не вносит в жизнь современного человека уверенности в завтрашнем дне. Лучшим подтверждением тому служит глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой экономической системы и поколебавший потребительские идеалы современного общества.

История философии

С точки зрения современной психопатологии, продуктивные симптомы шизофрении например, тревожная депрессия, мания, иллюзорно-галлюцинаторные обманы восприятия, бредовые идеи, онейроидные расстройства сознания и др. С другой стороны, негативная симптоматика, обнаруживающая специфические признаки ущерба падение энергетического потенциала, ослабление побуждений, аутизация, эмоциональное оскудение, разлаженность мышления, расщепление личности, снижение общего интеллектуального уровня, регресс и др.

Томас Фукс университет Гейдельберга подчеркнул, что Ясперс является общепризнанным создателем психопатологии как науки с собственным объектом изучения и собственной методикой.

Хайдеггеровские «экзистенциалы» — «бытие в мире», «настроение» ( Stimmung), «страх», «забота» — указывают на онтическое, которое служит.

предлагает разобраться в мотивах философского движения и мысли, и представить возможный портрет философски мыслящего человека в условиях современности. Ответы классиков Причина, по которой философия вызывает к себе раздраженно-негативное отношение, заключается в сопутствующей ей неоднозначности, которая проявляется даже на уровне дефиниции самой философии.

Авторы древности предлагают такие варианты: Согласно ее предмету Познание божественных и человеческих вещей. Согласно ее цели Стремление мысли к блаженству путем уподобления ее божественному. Согласно ее положению Знание знаний, наука наук, искусство искусств. Поэтому обратимся за определением философии к современным мыслителям, в частности, к человеку, посвятившему этому вопросу много усилий — Карлу Ясперсу.

Ясперс и философская вера

Новосибирск 1 Оглавление 1 1. Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители Основные положения философии экзистенциализма

В философии изучалась и эволюция воззрений на страх и тревогу. .. К. Ясперс считал страх необходимым элементом рефлексии, лишающей.

Ясперс Карл Ясперс Карл - нем. Изучал право в ун-тах Гейдельберга и Мюнхена, медицину и психиатрию - в ун-тах Берлина, Геттингена и Гейдельберга. В работал в психиатрической клинике Гейдельберга. В защитил на кафедре Виндельбанда диссертацию по теме"Общая психопатология". С - проф. В - отстранен от преподавательской деятельности из-за еврейск. С по - проф. На формирование взглядов Я.

Истинная философия, по Я.

Тревога как психологическое понятие.

Остались идеалы материального потребления, дополняемые пессимизмом людей духовного склада. Все это предопределило появление и специфику нового философского направления — экзистенциализма лат. Основная черта экзистенциализма — обращенность к отдельной личности, восстановление и возвеличивание роли индивидуальности в общественном развитии.

Подчеркивается, что экзистенция, по Ясперсу, раскрывает себя в Пограничные ситуации — страх перед лицом смерти, состояние острого конфликта.

Хайдеггера есть средство встречи человека с бытием как Другим, которое неведомо для человека, живущего в предметном мире, в здешней реальности. Жан-Поль Сартр уделил внимание тревоге как постоянному состоянию, свойственному человеческому существованию. Тревога обусловлена необходимостью выбора, отсутствием оправдания выбора и ответственностью. Поэтому Сартр сделал вывод: Карл Ясперс [] рассматривает феномен страха в рамках философского осмысления проблемы будущего.

Поэтому страх стимулирует человека не только к размышлению о собственной судьбе, но и дает человеку возможность остаться самим собой, сохранить свою идентичность. Если же человек ищет спасения от страха в подчинении, страх трансформируется в механизм этого подчинения. Поэтому страх необходим человеку: Ясперсом страху жизни как средство обретения человеком своего подлинного существования.

Карл Ясперс рассматривал страх как положительное состояние, заставляющее человека обратиться к рефлексии и позволяющее ему обрести свою сущность, противопоставленную жизни в предсказуемом, ограничивающем подлинное существование обществе, где господствует отчуждение. Щербатов [], подобно западноевропейским просветителям, полагал, что порождает страх перед неведомым низкий уровень развития интеллекта, знаний.

ПОЧЕМУ МЫ БОИМСЯ? ЧТО ТАКОЕ СТРАХ?