Психологические воззрения Античности и Средневековья

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям: Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма , объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты. В том или другом культе , у того или другого писателя или художника с тем или другим божеством соединяются те или другие общие или мифологические и мифографические представления. Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения восточные элементы; обоготворение — даже при жизни. В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и какой где или где какой почитался преимущественно например, Зевс — в Додоне и Олимпии , Аполлон — в Дельфах и на Делосе , Афина — в Афинах , Гера на Самосе , Асклепий — в Епидавре ; знаем чтимые всеми или многими эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии культовые сообщества. Можно различить, далее, культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере.

Глава СТРАХ

Религия и страх Религия это элемент культуры. А культура активно использует страх. Про другие источники страха, можно посмотреть здесь.

Существовал terror antiquus, древний страх. с тем, что Р. Отто называет Mysterium tremendum и что означает первичное чувство божественности Первые стадии откровения Божественного в мире связаны со страхом.

Сверхъестественный ужас в литературе 1. Вступление Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого. Вряд ли кто-нибудь из психологов будет это оспаривать, и в качестве общепризнанного факта сие должно на все времена утвердить подлинность и достоинство таинственного, ужасного повествования как литературной формы. Однако, несмотря ни на что, таинственное повествование выживало, развивалось и добивалось замечательных результатов; основанное на мудром и простом принципе, может быть и не универсальном, но живом и вечном для всех, кто обладает достаточной чувствительностью.

У призрачного ужаса, как правило, небольшая аудитория, поскольку он требует от читателя вполне определенной способности к фантазиям и отстранению от обычной жизни. Сравнительно немногие в достаточной степени свободны от власти повседневности и способны отвечать на стук извне, поэтому вкус большинства в первую очередь удовлетворяют рассказы о банальных чувствах и событиях или о незамысловатых отклонениях в этих чувствах и событиях; и это правильно, наверное, поскольку банальности составляют большую часть человеческого опыта.

Чувствительные люди всегда были и будут с нами, но иногда случается и так, что неожиданный приступ любопытства смущает и самую недоверчивую голову; поэтому никакая рационализация, никакая реформа, никакой фрейдистский анализ не в состоянии полностью уничтожить трепет, возникающий во время бесед у камина или в лесной чаще.

Топ-10 мифов о Солнце

Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии см. Богов старшего поколения обычно именуют титанами. Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

Видеофильм Зевс — главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний.

На одну из таких групп, а именно, на ками, которых древние японцы раздел пятый) говорится о том, что праматерь мира Идзанами породила море, реки, . как к 7 веку японцы мало-помалу теряют чувство страха по отношению к . в древней Японии, некоторые божества моря были напрямую связаны с.

Но не все небожители были такими уж милосердными. Во многих верованиях именно женское начало считалось темным, поэтому были и такие богини, которые ассоциировались у людей со смертью и несчастьями. В этом обзоре представлены богини, которые считались далеко не самыми добрыми и милосердными существами в древние времена. Кали Индия Самая темная в индийском сонме богов — это Кали. Согласно легенде, злой демон Махиша захватил власть над миром, а боги создали ему в противовес непобедимую воительницу.

Кали победила демона и его многочисленную армию, изрыгая из себя воинов. Находясь в возбуждении и кураже от прошедшей схватки, Кали не могла остановиться и продолжила разрушать все, что на ее пути.

Хтонические божества

Но с другой стороны, не исключено, что Адонис и Аттис одновременно и боги растительности, и боги побеждающего солнца, и боги возрождающегося и вновь умирающего лунного диска, и многого, многого другого. Мы уже говорили выше, что для мифологического мышления явления одного типа могут представляться разными формами одной и той же епифании или теофании. Адонис умер и воскрес, и эта смерть-воскресение бога таинственно проявляется и в судьбе зерна и колоса, и в лунном цикле, и в фазах солнечного года, и в иных феноменах, будучи их парадигмой или архетипом в платоновско-августиновском смысле.

Исходным материалом является трактовка трепета как изнанки страха, Текст научной работы на тему «Разволшебствование мира и чувство Магия возникла в самые древние времена; культовые обряды, мистерии, . С метафорическим образом бездны неразрывно связаны свобода и трепет.

Рекомендовать Религия Древнего Египта характеризируется длительным существованием первобытных представлений. На протяжении многовекового существования египетского государства суть и значение многих культов не раз претерпевали изменения. Верования первобытных охотников, земледельцев и скотоводов смешивались между собой, в дальнейшем на них накладывался отпечаток политических событий, отзвуки времен подъема страны и ее упадка. Следует заметить, что в Египте не было единой государственной религии, за исключением периода правления Эхнатона.

Именно потому унификация пантеона богов не осуществлялась. Боги и мифы Древнего Египта являются довольно сложным феноменом, поскольку в них подчас соединялись часто противоречивые, а иногда и совсем взаимоисключающие верования. Время от времени в жреческих кругах все же осуществлялись определенные попытки упорядочить и свести воедино хаотические нагромождения исторически сложившихся верований. Но успехом они так и не увенчались.

Боги — прародители мира Не было в Древнем Египте и единой концепции мироздания.

Древние мифы и легенды о смерти и возрождении

Мережковского Для завершения комментирования перинатальной темы в мистериях Аттиса следует обратиться к еще одному фригийскому ритуалу культа Кибелы, являющемуся, по существу, упрощенным вариантом мистерий смерти-воскресения Аттиса. Мы имеем в виду тауроболии быкоубиения. Мы опишем эту мистерию в соответствии с информацией, сообщаемой Ф.

ДРЕВНИЕ ИТАЛИЙСКИЕ БОЖЕСТВА * И многие сказания, связанные с Зевсом, были перенесены на Юпитера. Его отцом стали .. громкий и наводящий страх голос бога, предвещавшего важные события. .. к Дидоне и чувством долга перед доверившими ему свою судьбу троянцами.

Хтонические божества Хтонические божества — так назывались у греков от???? Так как земля и с той и с другой точек зрения очень близко и многообразно соприкасалась с жизнью земледельческого народа, в котором культ находящихся в подземном мире предков получил особенное развитие, то количество хтонических божеств было очень значительно. Почти каждый из богов имел эпитеты, обнаруживавшие, что на земле или под нею у него есть определенные функции.

С хтонической религией тесно связано и происхождение некоторых богов, которые с течением времени стали олимпийцами. Хтонического же происхождения и культ Гефеста, который, как это доказано новейшими исследованиями , первоначально был местным богом на острове Лемносе, где особенно деятельна была вулканическая деятельность природы. Дионис и Деметра также примыкали к подземным богам, так как являлись воплощением производительности земли.

Настоящей стихией тонических божеств был, однако, загробный мир, царство теней; термин тонические божества в историческое время сохранился лишь за теми богами, деятельность которых была связана с обителью Аида. Общей эмоциональной первоосновой хтонического культа было чувство страха перед загробной неизвестностью. В связи с этим и культ их принял особый, отрицательный характер.

Их культ был в глазах греков как бы неизбежным злом. Это обстоятельство очень ярко оттеняется тем, что тонические божества в собственном смысле этого слова т. Единственным исключением была Элида, где имелся организованный культ Гадеса. Напротив того, божества с частичным хтоническим элементом — Зевс, Деметра — имели в некоторых местах не только алтари, но даже годичные праздники.

Первых богов на земле создало чувство страха

Данные культы были всесторонне проанализированы Дж. Фрезер смотрел на культы этих богов как на земледельческие культы плодородия, в основе которых лежит сельскохозяйственный растительный цикл. Хотя концепция Фрезера серьезно не пересматривалась тема считалась как бы закрытой им , тем не менее находились мыслители и ученые, высказывавшие серьезные сомнения в достаточности фрезеровской интерпретации и корректности его методологии.

Первым по этому поводу высказался Д.

Афина Идалийская почиталась главным божеством в древнем полисе Кипра по-гречески (ее явление миру было воспето в «Гимнах» Гомера), здесь может безжалостно наказывать и мстить попирающим это чувство и ящик со святыней титаниды Реи, решил в страхе ускакать на коне.

Религия древних греков Хотя древнегреческая религия стала предметом научного интереса раньше других нехристианских религий, изученность и понимание ее до сих пор находятся в неудовлетворительном состоянии. В этой области крепко держатся некоторые укоренившиеся представления, в значительной степени односторонние или просто ошибочные. Например, греческую религию нередко до сих пор считают"религией красоты", как определил ее еще Гегель.

Эта идеализация религии древних греков основана на крайне одностороннем знакомстве с ней, главным образом по поэмам Гомера и по классическим статуям и храмам богов. В действительности же здесь налицо недоразумение. Гомеровский эпос есть несомненно высокохудожественное творение, но о религии греков, даже той самой эпохи, когда возник этот эпос, он дает лишь слабое и однобокое представление. Отношение Гомера к богам, нередко весьма непочтительное, вызывало большие сомнения у самих греков античной эпохи.

Что касается классических произведений греческой скульптуры и архитектуры - статуй и храмов богов, то они действительно являются неподражаемыми образцами красоты и художественной гармонии, но они характеризуют скорее высокое развитие изобразительного искусства классической Греции, чем религиозные верования греческого народа. Статуи Фидия, Скопаса, Праксителя, храмы Иктина, Калликрата и другие творения, в сущности, так же мало дают представлений о греческой религии, как, например если взять сравнение из другой эпохи , великие произведения Микельанджело, Рафаэля, Тициана о характере христианской религии.

Другая ограниченность в понимании греческой религии состоит в том, что ее зачастую рассматривают только со стороны мифологии. Верно, что греческая мифология богата, разнообразна, красочна, но сводить к ней всю религию или хотя бы видеть в мифологии самую характерную сторону греческой религии - большая ошибка.

МИСТЕРИЯ СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ: СТРАДАЮЩИЕ БОГИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И АНТИЧНОГО МИРА 2 страница

Адепт, посвящаемый в мистерии, проходил ряд испытаний, которые символизировали его смерть и последующее воскрешение из мёртвых. В древних мистериях смерти и возрождения, в священных и тайных обрядах, применялись психотехники, изменяющие сознание. Мистерии существовали во многих частях света, но особенно были распространены в Средиземноморье. Инициация основывалась на мифах о божествах, символизирующих смерть и возрождение: Считалось, что опыт смерти и возрождения, переживаемый на этих таинствах, освобождал посвящённых от страха смерти и коренным образом преображал их жизнь.

Самыми знаменитыми и важными из мистерий были Элевсинские таинства , основанные на истории о похищении Персефоны богом подземного царства мертвых Аидом , увлёкшим её в свой подземный мир, и периодических возвращениях Персефоны на землю.

Божества. К законодателя в деле измышления религии присоединяются факте, что религия гораздо древнее жрецов, законодателей и философов, Основным элементом обыкновенного страха является чувство грозяще они в своих движениях по небосводу связаны с солнцем очевидной.

Нравственные основы жизни Будь смелым Давайте вспомним Испытывал ли ты страх? Какие пословицы и поговорки о страхе и смелости ты знаешь? Обсудим вместе Когда старшеклассников спросили, что такое страх, некоторые из них ответили так: Это предчувствие чего-то ужасного. А как бы ты мог определить, что такое страх? Что такое страх О страхе написано очень много.

Страх — одна из вечных проблем человека.